ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА РАСХОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ
ДЛЯ СТРУЙНОЙ ФОТОПЕЧАТИ

 

27.01.2010
Михаил Зайцев (mikez@koler.by)
при содействии Максима Ракутина

ВВЕДЕНИЕ

Регулярно, в процессе функционирования проекта koler.by, партнеры, заказчики и просто энтузиасты обращаются к нам c одной и той же просьбой – порекомендовать подходящие расходные материалы для фотопечати. Кого-то интересуют фотографии безупречного качества, иных – бюджетная фотопечать, но всех объединяет желание владеть информацией о совместимых парах «чернила-бумага». Большинство пользователей интересует результат, достижимый при печати «как есть», либо с минимальной дополнительной цветокоррекцией средствами драйвера принтера. Наиболее искушенные пытаются определить, на сколько процедура цветового профилирования улучшает качество печатаемых изображений.

Чтобы ответить на вопросы, касающиеся качества и потребительских свойств популярных расходных материалов, а также пригодность их использования для актуальной фотопечати, нами было проведено данное исследование. Не являясь заангажированной (производителем или торговой организацией) стороной, мы задались целью дать свою оценку ассортименту наиболее популярных «расходников», представленных на белорусском рынке.

Исследование оформлено в виде открытого материала, в содержимое и сводные таблицы которого планируется вносить коррективы и дополнения, а изложенные субъективные впечатления – актуализировать. Таким образом, если у читателя данного материала возникнет желание что-то уточнить или прокомментировать, просим обращаться к его актуальному содержимому, отслеживая дату последнего обновления.

 

ТЕСТОВЫЙ СТЕНД

В качестве основы для нашего тестового стенда был выбран современный, наиболее популярный в среде энтузиастов печати, шестицветный фотопринтер формата A4, заправляемый чернилами с красителем на водной основе – EPSON Stylus Photo T50.

Нам предоставили семь подобных устройств, впервые заправленных семью разными комплектами чернил. В одном принтере использовались оригинальные картриджи Epson, а в шесть других были установлены системы непрерывной подачи чернил (СНПЧ).

Во избежание ошибок при проведении тестирования, все процедуры печати проводились одним человеком. Печать велась одновременно на паре устройств, подключенных к портам USB одного компьютера (ОС Windows XP SP3, русская версия). Печать осуществлялась из программы Adobe Photoshop CS4 с использованием драйвера Epson версии 6.61 (язык – русский).

Принтер EPSON Stylus Photo T50.
Устройство шестицветной струйной печати чернилами на основе водорастворимых красителей (используются голубые, пурпурные, желтые, черные, светло-голубые и светло-пурпурные чернила). Разрешение 5760x1440 точек на дюйм и размер капли в 1,5 пиколитра, обеспечивают цветную печать фотографического качества на любых совместимых материалах. Возможна печать на CD/DVD-дисках со специально подготовленной поверхностью. Заявленная скорость печати документов – 37 стр./мин., фотографии формата 10x15 см – 12 секунд

Наш тестовый стенд

 

УСЛОВИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Все отпечатки исследовались нами как визуально, так и с помощью программно-аппаратных средств: ручного спектрофотометра X-Rite Pulse ColorElite (DTP-20) и ряда пакетов профилирования и анализа цвета. Результаты печати были отсканированы на предварительно отпрофилированном планшетном сканере UMAX Astra 6700, без какой-либо последующей цветокоррекции. Ссылки на них даны в Таблице взаимодействия и совместимости материалов – сводной таблице данной статьи.

Визуальные исследования проводились совместно двумя участниками проекта koler.by (успешно прошедшими тест X-Rite на цветовое восприятие), при наличии в помещении достаточного естественного освещения (рассеянного дневного света). Субъективно воспринимаемые цветовые данные отпечатков сравнивались с эталонными образцами по шкалам PANTONE Solid Coated и GretagMacbeth Color Checker, а также с их оригиналами в электронном виде, на предварительно отпрофилированных мониторах DELL P991 (ЭЛТ, Trinitron) и NEC 2090UXi (ЖК, IPS). Индивидуальные цветовые ощущения согласовывались участниками тестирования, и результат вносился в Таблицу взаимодействия.

 

  
     
Инструментарий нашего исследования.
Спектрофотометр X-Rite Pulse ColorElite (DTP-20), ПО ColorShopX и MonacoProfiler, шкала GretagMacbeth ColorChecker, шкала PANTONE Solid Coated, лупа «Регула» 10x

 

ЧЕРНИЛА

Исследовались следующие представленные на белорусском рынке марки чернил:

    

Внешний вид емкостей с чернилами разных производителей

  

 

БУМАГА

Для нашего исследования была отобрана фотобумага следующих производителей:

 

Ассортимент

Весь имеющийся в наличии ассортимент бумаг, вне зависимости от их стоимости, плотности и показателя белизны, был распределен по следующим категориям:

Полуглянцевые бумаги, ввиду малочисленности полученных образцов и сходству их свойств со свойствами фактурных бумаг, нами не исследовались.

 

Классификация и особенности


        
Внешний вид упаковки глянцевой фотобумаги «премиум»-класса

 

        

      
Внешний вид упаковки глянцевой фотобумаги

 

        
Внешний вид упаковки матовой фотобумаги

 

          
Внешний вид упаковки фактурной фотобумаги

 

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Поскольку основным видом нашей деятельности является цветовое профилирование устройств, мы попытались проверить расхожее утверждение о том, что имеется достаточное количество сочетаний «чернила-бумага», качественная фотопечать с помощью которых не требует как процедуры цветового профилирования, так и серьезной цветокоррекции средствами драйвера принтера.

 

Настройки драйвера принтера
Инструменты цветокоррекции драйвера принтера Epson Stylus Photo T50.
Помимо ползунков «Яркость», «Контрастность», «Насыщенность», и «Голубой», «Пурпурный», «Желтый», в драйвере принтера Epson Stylus Photo серии T50 появилось давно ожидаемое нововведение – «Цветовой круг», позволяющее визуально задавать направление глобальной цветокоррекции. Также сохранилась возможность отслеживать результат цветокоррекции по контрольному изображению

В соответствии с этим замыслом, мы определились с двумя принципиально разными режимами печати тестовых изображений.

В качестве первого режима был выбран режим «Стандартный EPSON» (Epson Standard, gamma 2.2), в котором цветокоррекцию осуществляет драйвер принтера, а уровень гамма-коррекции соответствует рекомендованному для sRGB-устройств (стандарт sRGB IEC61966-2.1). Во втором случае мы использовали режим ICM (с опцией «без цветокоррекции»), когда никакой цветокоррекции драйвер принтера не осуществляет, а уровень подачи чернил является оптимальным для выбранного материала печати.

Мы сознательно не использовали интеллектуальный режим PhotoEnhance ввиду непредсказуемости результатов коррекции (в данном режиме проводится одновременная автоматическая обработка яркости, контраста и насыщенности изображения) и отсутствия элементов управления данными параметрами.

  
Режим печати «Стандартный EPSON» с примером цветокоррекции средствами драйвера принтера

Режим печати ICM/выкл., не использующий цветокоррекцию средствами драйвера принтера. Предназначен для осуществления процедуры цветового профилирования и последующей печати с профилем

 

Настройки прикладной программы

В случае использования первого режима, тестовое изображение печаталось с установкой «Цветом управляет драйвер принтера» (Printer Manages Colors).

Во втором режиме использовалась установка «Цветом управляет приложение» (Photoshop Manages Colors), указывался цветовой профиль конкретного материала (режима печати), были задействованы цель преобразования Perсeptual (компрессия цветов) и установка Black Point Compensation (согласование черной точки).

Настройка диалога печати Photoshop для печати в режиме цветокоррекции драйвером принтера. Photoshop передает данные драйверу принтера «как есть», указывается лишь цель преобразований
Настройка диалога печати Photoshop для печати с использованием цветового профиля. Управление цветом в драйвере принтера отключено. Цветом управляет приложение

 

Настройка качества печати

В процессе подготовки к тестовой печати, нами были подобраны оптимальные установки в драйвере принтера (режимы печати для конкретных материалов). Общими для всех режимов являлись установка PhotoRPM, обеспечивающая максимальное разрешение (детализацию) и  параметр «Высокая скорость», при котором печать осуществляется при движении печатной каретки в любом направлении.

Как показало визуальное сравнение отпечатков, режим PhotoRPM является единственным приемлемым режимом для получения изображений фотографического качества на данной и аналогичных моделях фотопринтеров Epson, а установка «Высокая скорость» существенно не ухудшает заданное разрешение печати, не создавая перелив чернил в выбранном режиме.

Различие в детализации (разрешении) печати при использовании режимов Photo и PhotoRPM. Разница в качестве печати (отсутствие горизонтального полошения) хорошо заметна на однородных цветовых заливках

 

Для всех категорий материалов была проведена печать тестовой миры, позволяющей оценить детализацию изображения для выбранного режима печати.



      
Максимальная детализация (разрешение) печати, обеспечиваемое принтером для матовых, глянцевых и «премиум»-глянцевых фотобумаг, соответственно. (изображения увеличиваются)

 

Наличие эффекта смешивания цветовых полей и его величину для каждой категории материалов, мы контролировали по данному тестовому изображению:

 

Для контроля непрерывности подачи краски и чистоты дюз печатной головы, по краям печатного листа при печати всех макетов располагался набор тонких непрерывных линий, окрашенных в базовые цвета печати.

Тестовая полоса часто применяется в устройствах промышленной печати для контроля чистоты дюз печатной головы и непрерывности подачи красителя. При ее использовании нет нужды тщательно изучать качество печати сюжетного изображения

 

Выбор оптимальных режимов для материалов

Оптимальные режимы печати для разных типов материалов были определены исходя из:

На основании проведения вышеописанных тестов, были определены следующие оптимальные режимы:

Стандартная настройка драйвера принтера, рекомендуемая для качественной фотопечати без использования цветового профиля. Предполагается, что пользователь сделал осознанный выбор, отключив встроенные опции обработки изображений: «устранение эффекта красных глаз» (интеллектуальная обработка), «сглаживание углов» (искусственное повышение детализации для изображений с низким разрешением)

Находящиеся по-соседству опции-«улучшайзеры», наподобие режима интеллектуальной обработки фото, устранения эффекта «красных глаз» и «сглаживания углов», мы не использовали, поскольку алгоритм их работы в точности не описан и не обеспечивает полного контроля пользователем над процессом качества печати

 

Тестовые изображения

Сперва, в режиме «Стандартный EPSON», нами было отпечатано тестовое изображение (zip-архив, 0,9 Мб). Затем, в режиме ICM, была отпечатана шкала для профилирования и построен цветовой профиль для каждой пары «чернила-бумага». Далее были отпечатано то же тестовое изображение, но на этот раз – в режиме печати с профилем. В завершение, был отпечатан коллаж (zip-архив, 6 Мб) из оригинальных сюжетных фотографий, разделенный, для удобства одновременного сравнения, надвое по вертикали. Левая его половина представляет собой иллюстрацию печати в режиме «Стандартный EPSON», а правая – печать в режиме ICM с полученным цветовым профилем.

Тестовое изображение.
  1. Цветовой круг, позволяющий оценить общую насыщенность и равномерность цветовых переходов. Насыщенность цветовых оттенков уменьшается от краев к центру круга.
  2. Тест для определения цветового баланса. Центральное поле задано идеально серым оттенком, остальные поля указывают на сдвиг в красные, зеленые, синие, голубые, пурпурные, желтые оттенки. Шаг дан в 3 единицы в системе RGB, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения преобладающего оттенка. Тест может использоваться для глобальной цветокоррекции средствами драйвера принтера.
  3. Набор цветовых полей базовых цветов печати и некоторых знаковых цветов по шкале Pantone.  Значения базовых цветов даны в единицах RGB, цвета Pantone подписаны.
  4. Серая градиентная заливка и пошаговый переход, составленные равной пропорцией значений RGB, для определения баланса цветов во всем тоновом диапазоне. Также используется для определения различимости граничных оттенков печати – в светлых и темных областях.
  5. Цифровой аналог популярной фотографической мишени GretagMacbeth ColorChecker для определения знаковых цветов и цветового баланса.
  6. Пошаговый цветовой переход для базовых цветов печати. 21 шаг в сторону осветления и 21 шаг в сторону затемнения базового цвета. Используется для определения различимости оттенков во всем тоновом диапазоне


Коллаж из оригинальных сюжетных фотографий.
Разделенный, для удобства одновременного сравнения, на две части по вертикали, данный тест демонстрирует разницу в качестве печати между режимом цветокоррекции в драйвере принтера и режимом печати с цветовым профилем. Подобраны наиболее критичные для сюжетной фотографии оттенки: голубой, фиолетовый, зеленый, оранжевый, телесные оттенки, а также цвета, близкие к нейтральным, включая цвет металлических поверхностей
Критерии оценки качества

Результаты печати для пар «чернила-бумага» анализировались и распределялись нами по следующим категориям:
1. Материалы пригодны для совместной печати. Обеспечивают качественную печать без профилирования.
2. Материалы пригодны для совместной печати. Приемлемое качество обеспечивается профилированием.
3. Материалы не пригодны для совместной печати.

Главным критерием совместимости материалов являлось отсутствие признаков плохого взаимодействия чернил с поверхностью бумаги (растекание, смешивание цветовых полей, коробление подложки, расслоение бумаги).

  
Признаки плохого взаимодействия комплекса «чернила-бумага».
Пример 1. Краска растекается по поверхности бумаги.
Пример 2. Цветовые поля смешиваются

Под материалами, пригодными для печати без цветового профилирования нами подразумевались совместимые материалы, обеспечивающие при печати приемлемое качество базовых цветов (соответствие цвета, его чистоту, насыщенность), обеспечивающие различимость деталей в светлых (3-5%) и темных (90-95%) областях тестового изображения, а также отсутствие разнооттеночности в данном переходе (несущественный или глобальный сдвиг цвета в какой-либо оттенок принимался за приемлемый результат).

Под материалами, пригодными для печати после цветового профилирования подразумевались совместимые материалы, обеспечивающие приемлемое качество базовых цветов (соответствие цвета, его чистоту, насыщенность), обеспечивающие (изначально и после профилирования) различимость деталей в светлых (3-5%) и темных (90-95%) областях тестового изображения, дисбаланс оттенков и глобальный цветовой сдвиг при печати на которых, устранялся благодаря использованию цветового профиля.

Под несовместимыми материалами, помимо признаков плохого взаимодействия, нами подразумевались материалы, не обеспечивающие должного качества цветопередачи и цветового баланса, как при печати в стандартном режиме, так и после цветового профилирования.

Терминология, использовавшаяся нами для описания визуальной оценки результатов печати.
Применительно к взаимодействию пар «чернила-бумага»:
– «отличное» – без каких-либо визуальных огрехов и проблем;
– «заметно плывут <какие-то> чернила» – какой-либо из красителей растекается по бумаге, либо цветовые поля смешиваются. Это не означает немедленную отбраковку пары или конкретного материала, поскольку подобные эффекты вполне могут устраняться последующим цветовым профилированием. Если признаки плохого взаимодействия не устраняются после процедуры цветового профилирования, это будет отмечено негативной оценкой в разделе «С профилем».

Баланс оттенков оценивался по тестовому полю № 4 в каждой трети его длины: в области «светов», «средних тонов» и «теней». Общий цветовой сдвиг оценивался по тестовому полю № 2. Терминология для описания оттенков в порядке увеличения заметности: «легкий», «заметный», «выраженный», «сильный»; и баланса: (степень) «сдвиг» (направление сдвига, оттенок).

Нами даны следующие характеристики для базовых и знаковых цветов:

Основываясь на вышеописанных характеристиках, можно с большой долей вероятности предположить, возможна ли для данной пары материалов качественная печать без цветокоррекции, печать с попыткой устранения глобального цветового сдвига средствами драйвера принтера либо качественная печать возможна только после процедуры цветового профилирования.

 

СОВМЕСТИМОСТЬ МАТЕРИАЛОВ
Цветовой охват для пар «чернила-бумага»

Цветовой охват представляет собой графическое представление всех воспроизводимых устройством оттенков цвета. Чем шире цветовой охват, тем большее количество оттенков цвета устройство способно воспроизвести. Ссылка на графическое представление величины цветового охвата для каждой из пар «чернила-бумага» представлена в ячейке таблицы. Даны «срезы» цветовых данных («спектрального тела») для трех значений L (яркости) в системе Lab: 15 (для матовых фотобумаг – 20), 50 и 90, характеризующие, соответственно, широту воспроизводимых оттенков в темных, средних и светлых тонах. Серым цветом обозначен цветовой охват абстрактного цветового пространства Adobe RGB (эталон, к соответствию которому стремится в своем развитии технология цветовоспроизведения).



Для простоты понимания табличных данных, мы также приводим рейтинг чернил (в порядке уменьшения широты цветового охвата) при печати на конкретном образце бумаги, и их краткую сравнительную характеристику.

Цветовой охват чернил при печати на «премиум»-глянцевых фотобумагах

Чернила

Практически для всех бумаг данной категории, лидером в широте цветового охвата являются чернила Epson. Отличные результаты показывают чернила InkTec и InkMate, цветовые охваты которых сопоставимы по ширине, но редко совпадают по форме – у InkTec преимущество в области зелено-голубых оттенков, у InkMate – в области красно-пурпурных. Чернила WWM на всех образцах бумаг показывают лучший результат в области темных оттенков (где проявляют стабильный сдвиг в красно-пурпурные или фиолетовые оттенки), но не имеют преимуществ перед чернилами других производителей в остальном диапазоне тонов. Наиболее неравномерный охват дают чернила Bursten, в некоторых случаях  превосходя по охвату лидера рейтинга – чернила Epson. Стабильно средний результат и наиболее равномерный цветовой охват («спектральное тело» гладкой формы) – у чернил OCP. В большинстве случаев, худших цветовой охват демонстрируют чернила Hongsam.

Рейтинг широты цветового охвата чернил:

1. Epson
2. InkMate / InkTec / Bursten
3. OCP / WWM
4. Hongsam


Цветовой охват «премиум»-глянцевых фотобумаг при печати различными чернилами

Рейтинг широты цветового охвата фотобумаг:

1. Epson / OCP / Parrot
2. Lomond
3. Black Diamond



Цветовой охват чернил при печати на глянцевых фотобумагах

Чернила

Для большинства бумаг данной категории лидером в широте цветового охвата являются чернила Epson. Хорошие результаты при печати на «простых глянцах» показывают чернила InkTec и OCP, демонстрируя широкий цветовой охват во всем диапазоне тонов. Цветовой охват чернил Bursten по-прежнему выглядит весьма широким, но несбалансированным (отсутствие гладкой формы у «спектрального тела»). Чернила InkMate при печати на некоторых глянцевых бумагах попадали в тройку лидеров, но некоторая бессистемность их места в рейтинге говорит о разном характере взаимодействия данных чернил с печатным слоем различных глянцевых бумаг. Чернила WWM и Hongsam на данном типе бумаг находятся в позиции «отстающих» и ничем особенным не примечательны.

Рейтинг широты цветового охвата чернил:

1. InkTec
2. Epson / Bursten
3. OCP / InkMate / WWM
4. Hongsam



Цветовой охват глянцевых фотобумаг при печати различными чернилами

Рейтинг широты цветового охвата фотобумаг:

1. Planet
2. OCP / Lomond
3. Color It High Glossy / Color It DualSide Glossy / Frame
4. Emtec / Black Diamond
5. Verbatim



Цветовой охват чернил при печати на матовых фотобумагах

 

Чернила

Для большинства бумаг данной категории лидером в широте цветового охвата являются чернила InkTec. Чернила конкурируют по цветовому охвату с Epson, несколько уступая им в желто-оранжевых оттенках, но сохраняя существенное преимущество в голубых, зеленых, красных, пурпурных и фиолетовых оттенках. Хорошие результаты при печати на матовых бумагах показывают чернила Bursten и OCP (чернила OCP обеспечивают широкий цветовой охват во всем диапазоне тонов. Цветовой охват чернил Bursten резко сокращается в области теней). Чернила InkMate обеспечивают хорошую цветопередачу лишь в светлых областях, не имея никаких преимуществ в средних тонах и не обеспечивая хорошей детализации оттенков в тенях. Чернила WWM имеют неплохой, средней широты, цветовой охват, но, ни в одном из тестов не показали стабильный результат. Чернила Hongsam показывают результат, сходный с InkMate и находятся в группе «отстающих».
Совершенно очевидно влияние на результат цветопередачи тесной взаимосвязи между физическими показателями чернил, как жидкости и характером их взаимодействия с печатным слоем матовых фотобумаг.

Рейтинг широты цветового охвата чернил:

1. InkTec
2. Epson / OCP
3. Bursten / WWM
4. Hongsam / InkMate



Цветовой охват матовых фотобумаг при печати различными чернилами

Рейтинг широты цветового охвата фотобумаг:

1. Parrot
2. Lomond
3. OCP / WWM
4. Black Diamond



Цветовой охват чернил при печати на на фактурных фотобумагах

Чернила

Для бумаг данной категории мы не смогли определить однозначно чернила, лидирующие по широте цветового охвата. В случае бумаги Black Diamond это могли быть Epson и Bursten, но чернила Bursten никак себя не проявили на последующих образцах, а чернила Epson принимали участие не во всех тестах. Тем не менее, в размерах и форме цветового охвата тестируемых чернил проявилась тенденция, характерная для «премиум»-глянцевых бумаг: в светах лидируют Epson и Bursten, в средних тонах чернила Epson сохраняют свои высокие показатели, к ним присоединяются чернила InkMate со средним охватом, чернила InkTec, традиционно лидирующие в зелено-голубых и пурпурно-фиолетовых областях. Необычная форма цветового охвата чернил WWM как и ранее смещена в пурпурные оттенки. Чернила Hongsam также не демонстрируют стабильности (и даже стабильно плохого результата), что говорит о различном характере взаимодействия с печатным слоем разных бумаг. Несколько удивила слабая способность чернил OCP к воспроизведению оттенков в тенях, как для сторонних фактурных бумаг, так и для «родного сатина». Поскольку, по нашему мнению, все фактурные бумаги относятся к «премиум»-классу, их можно представлять в качестве «преимум»-глянцевой бумаги, с рабочим слоем, сформированным путем его тиснения индивидуальным рисунком. Эта процедура может снижать уровень глянца и общую белизну материала, но на впитывающей способности и свойствах взаимодействия комплекса «чернила-бумага» сказываться не должно.

Рейтинг широты цветового охвата чернил:

1. Epson
2. InkMate / InkTec / WWM
3. Bursten / Hongsam / OCP



Цветовой охват фактурных фотобумаг при печати различными чернилами

Рейтинг широты цветового охвата фотобумаг:

1. Parrot
2. OCP / ColorIt Premium Satin / Frame Premium Satin
3. Black Diamond / ColorIt Premium Glossy Wove




БЕЛИЗНА ФОТОБУМАГИ
Белизна фотобумаги.
На диаграмме представлен уровень белизны тестируемых фотобумаг, указанный в процентах. Высокий уровень белизны бумаги расширяет динамический диапазон опечатанного изображения, улучшая, тем самым, субъективное ощущение его контраста. Производители, практически повсеместно, используют для повышения белизны бумаги т.н. «оптические отбеливатели» – специальные химические добавки, преобразующие ультрафиолетовое излучение в видимый свет в синей части спектра. Таким образом, белизна бумаги может быть увеличена до значений в 100% и выше. Вместе с тем, существует «оборотная сторона медали» в увеличении белизны при помощи оптических отбеливателей. Это – высокая степень «метамерии», когда два цвета при одних условиях освещения могут восприниматься одинаковыми, а при других условиях – разными. Подобный эффект чреват ошибками восприятия одного и того же изображения в разных условиях просмотра. Среди всего ассортимента протестированных нами фотобумаг, обнаружилось лишь несколько образцов, не содержащих в своем составе оптические отбеливающие добавки. Несмотря на то, что поверхность этих бумаг воспринимается визуально как более желтая, по сравнению с конкурентами, печать на них гарантирует отсутствие грубых ошибок цветовосприятия даже при кардинальной смене условий просмотра (дневной свет, свет ламп накаливания, свет люминесцентных ламп или галогенных ламп уличного освещения). Заметим, что фотобумаги, предназначенные для профессионального использования (изготовления высококачественных репродукций и цветопробы), не содержат в своем составе оптических отбеливателей

Рейтинг белизны фотобумаг (в порядке ее уменьшения) выстроился следующим образом.

Глянцевые фотобумаги «премиум»-класса:
1. Parrot Premium Glossy
2. OCP Super Glossy
3. Lomond Super Glossy
4. Black Diamond Gloss InkJet
5. Epson Premium Glossy

Глянцевые фотобумаги:
1. Black Diamond Professional Grade
2. OCP Glossy HW
3. ColorIt DualSide Glossy
4. Planet PhotoQuality Glossy
5. ColorIt HiGlossy
6. Lomond Glossy
7. Frame Glossy
8. Verbatim Glossy
9. Emtec Everyday Glossy

Матовые фотобумаги:
1. Parrot Matte
2. OCP Matte DualSide
3. Lomond Matte (140 г/м2 )
4. Lomond Matte (230 г/м2)
5. Black Diamond Instant Dry Matt

Фактурные фотобумаги:
1. Parrot Premium Silk
2. OCP Satin
3. Black Diamond Satin InkJet
4. ColorIt Premium Glossy Wove
5. Frame Premium Satin
6. ColorIt Premium Satin

Оптические отбеливающие добавки отсутствуют в бумагах:

Во всех остальных образцах бумаг наличие оптических отбеливающих веществ подтверждено.

 

УРОВЕНЬ СПЕКТРАЛЬНОГО ОТРАЖЕНИЯ ФОТОБУМАГИ
Уровень спектрального отражения напрямую связан с параметром белизны бумаги и эффектом «метамерии». Принято, что чем более пологой и равномерной формой обладает график спектрального отражения поверхности фотобумаги, тем точнее обеспечивается цветовосприятие и тем меньше проявляется явление «метамерии». Мы протестировали этот параметр для всех образцов фотобумаги

 

Рейтинг равномерности уровня спектрального отражения фотобумаг (в порядке уменьшения равномерности диаграммы спектрального отражения) выстроился следующим образом.

Глянцевые фотобумаги «премиум»-класса:
1. Epson Premium Glossy
2. Black Diamond Gloss InkJet
3. Lomond Super Glossy
4. OCP Super Glossy
5. Parrot Premium Glossy

Глянцевые фотобумаги:
1. Emtec Everyday Glossy
2. Lomond Glossy
3. Planet PhotoQuality Glossy
4. OCP Glossy HW
5. Verbatim Glossy
6. ColorIt DualSide Glossy
7. Black Diamond Professional Grade
8. ColorIt HiGlossy
9. Frame Glossy

Матовые фотобумаги:
1. Lomond Matte (140 г/м2)
2. Lomond Matte (230 г/м2)
3. Parrot Matte
4. Black Diamond Instant Dry Matt
5. OCP Matte DualSide

Фактурные фотобумаги:
1. Black Diamond Satin InkJet
2. ColorIt Premium Glossy Wove
3. OCP Satin
4. Parrot Premium Silk
5. ColorIt Premium Satin
6. Frame Premium Satin

 

СВЕТОСТОЙКОСТЬ

Поскольку все изученные нами чернила имели водную основу, а физические размеры частиц базовых колорантов сходные, мы протестировали на светостойкость единственную пару – образец на типичной глянцевой фотобумаге без оптического отбеливателя, отпечатанный чернилами одной распространенной марки.

Мы вывесили на солнце отпечатанное тестовое изображение и шкалу для профилирования, периодически проводя замеры и фиксируя изменения в красочном слое.

В течение первых пяти дней мы наблюдали некоторый дрейф в каналах цвета – признак стабилизации чернил в слое фотобумаги, а затем, в течение последующего месяца – характерную для выгорающего отпечатка деградацию насыщенных оттенков в тенях и утрату цветового баланса, протекающую под воздействием прямого солнечного света.

Характерным результатом деградации отпечатка под воздействием солнечного света явилось уменьшение насыщенности оттенков цвета в темных частях тестового изображения, а также общий сдвиг цветовых оттенков (что хорошо видно на приведенных ниже изображениях).

Общий сдвиг оттенков цвета, характерный для деградации цветного отпечатка
под воздействием солнечных лучей

Динамика изменения значений для базовых цветов (цветные линии) и возможности профиля по удержанию баланса в сером (серая линия)
Имитация процесса деградации отпечатанного изображения
в течение месяца под воздействием прямых солнечных лучей (на основе данных периодических замеров)

Несмотря на постоянные заявления производителей чернил о неуклонном совершенствовании своей продукции в области повышения светостойкости отпечатков, особого оптимизма, относительно долговечности отпечатков, выполненных чернилами с красителем на водной основе, испытывать не приходится.

Светостойкость водных чернил по-прежнему невысокая – как и ранее, подобные чернила остаются в четко очерченной нише «печати для фотоальбомов». Изредка мы слышым об их использовании в интерьерной печати «под стекло» или «под УФ-защитный ламинат», но это, пожалуй, редкая практика (стекло лишь частично защищает отпечаток от воздействия УФ-излучения, а пленки для ламинирования, обеспечивающие 100% защиту от УФ-излучения, не являясь полностью прозрачными, оказывают неприемлемое влияние на цветовосприятие отпечатка).

В реальности, изображения отпечатанные данными чернилами, «не проживут» и полгода, полностью деградировав даже в помещении с рассеянным солнечным светом.

Итак, основное предназначение чернил с красителем на водной основе – отпечатки для разнообразных фотоальбомов. И с задачей долговечного хранения в данной среде, эти расходные материалы вполне справляются (автору доступны отпечатки достойного качества, созданные  в начале 90-х годов, с использованием совместимых расходных материалов, на четырехцветных устройствах струйной печати).

 

ЧЕРНИЛА
Субъективные впечатления

Как это ни парадоксально, нас заинтересовали все представленные образцы чернил. С единственной оговоркой – какие-то чернила на определенных бумагах позволяют печатать качественные изображения «как есть» или с минимальной коррекцией цвета средствами драйвера принтера, печать другими чернилами приводится к приемлемому качеству лишь благодаря цветовому профилированию. Также, не обнаружилось ни одной марки чернил, достоверность воспроизведения цвета которыми, не удалось бы улучшить процедурой профилирования.

Оригинальные расходные материалы были и остаются эталоном, точкой отсчета, вокруг которой происходит движение претендентов на «свой кусок пирога» рынка расходных материалов для струйной фотопечати. По результатам тестирования некоторых наборов, у нас возникло ощущение «сырого» продукта, наспех выведенного на рынок. Пожалуй, этот «блин» вышел «комом». Будем наблюдать за их развитием. И, что говорить о «новичках», когда давно обозначившие себя на рынке производители допускают ошибки, стоящие пользователям не только выброшенных отпечатков, но даже сданных в утиль систем печати.

Периодически, нами отмечается некоторый «застой» у производителей известных марок чернил. Ситуация, когда чернила, выпущенные для определенной серии принтеров (печатных голов с дюзами определенного размера и построения) позиционируются производителем как «совместимые» с более новыми моделями принтеров (печатных голов с дюзами меньшего диаметра и иного построения), воспринимается нами как попытка затянуть время, необходимое для решения проблем сбыта готовой продукции и задач по выводу на рынок новой серии чернил. Не менее странной выглядит ситуация, когда производитель указывает на две разные серии чернил, как на «совместимые» для одной модели принтера, не утруждая себя разъяснениями о совместимости самих серий и указаниями по их оптимальному выбору.

Отпечатки, выполненные всеми протестированными нами чернилами, высыхали быстро, не коробились, бумага не расслаивалась и не намокала. Это указывает на соответствие свойств чернил выбранному режиму печати и позволяет считать их «аналогами» оригинальных расходных материалов.

Bursten. Цвет практически всех отпечатанных образцов характеризовался уходом в холодные оттенки, на основании чего было сделано предположение, что чернила разрабатывались для наиболее массовых в использовании материалов – недорогих глянцев и офисной бумаги не высокой белизны, использование которых смогло бы компенсировать данный сдвиг.

Визуально, чернила обладают малой вязкостью, практически не пенятся при встряхивании. Отличительной особенностью данных чернил является их высокая визуальная прозрачность (емкости с чернилами изучались нами на просвет). Несмотря на малую вязкость, потребовалось несколько циклов прочистки дюз для возобновления печати после недельного простоя принтера. Чернила обладают ощутимым спиртовым запахом. Несмотря на наличие в СНПЧ воздушных фильтров, вызывает сомнение целесообразность использования системы с данными чернилами в жилом помещении.

Epson. Цвет отпечатков оригинальными чернилами являлся для нас эталоном сравнения. Если можно дать какую-то общую характеристику оттенкам цвета при печати оригинальными чернилами на совместимых материалах, то можно сказать, что общий оттенок выходит «теплый».
Несмотря на визуальную приемлемость отпечатков, полученных без использования цветокоррекции, нам удалось добиться более достоверного воспроизведения путем цветового профилирования (см. изображения в таблице).

После инициализации картриджей, дополнительной прочистки дюз не требовалось. Чернила обладают слабым запахом. Визуально изучить некоторые их свойства не представлялось возможным, ввиду использования картриджной системы малого объема.

Hongsam. Чернила дают при печати такой же холодный оттенок, как вышеупомянутые Bursten.

Некоторые проблемы с балансом оттенков, возможно решить при помощи инструментов глобальной цветокоррекции драйвера принтера, но достоверное отображение возможно получить лишь использовав цветовое профилирование. В этом случае, чернила способны проявить себя в полной мере (см. изображения в таблице).

Чернила визуально обладают средней вязкостью, умеренно вспениваются, визуальная прозрачность емкостей средняя. Запах у чернил слабый, сходный, по ощущениям, с оригинальными чернилами Epson. Дополнительной прочистки дюз, после недельного интервала в печати, не потребовалось.

InkMate. Чернила, по цветовым характеристикам базовых колорантов весьма близки к оригинальным. Тем не менее, они существенно отличаются от чернил Epson по физическим свойствам и характеру взаимодействия с печатным слоем бумаги (дольше сохнут, чаще встречаются факты образования подтеков и смешивания цветовых полей). Обладают визуально средней вязкостью, умеренно вспениваются, визуально прозрачность емкостей средняя. Чернила обладают ощутимым запахом, не имеющим характера спиртового. Дополнительной  прочистки дюз, после недельного интервала в печати, не потребовалось.

InkTec. В основу чернил заложены весьма насыщенные базовые колоранты, визуально отличные от оригинальных. Эти их свойства позволяют получать насыщенные контрастные изображения, однако при их использовании не всегда удается достичь правильного цветового баланса. Частично точность цветопередачи достигается глобальной цветокоррекцией в драйвере принтера (или вручную – в прикладной программе) и, практически в 100% случаев, успешно решается цветовым профилированием.

Вязкость визуально высокая, умеренно вспениваются, прозрачность емкостей низкая. Чернила обладают слабым запахом, сходным с оригинальными. Дополнительной  прочистки дюз, после недельного интервала в печати, не потребовалось.

OCP. По своим цветовым характеристикам чернила OCP представляют среднее между оригинальными Epson и чернилами InkTec. Чернила показывают стабильный средний результат, не слишком отставая по насыщенности цвета от оригинала. Наблюдается некая нестабильность взаимодействия данных чернил с глянцеывыми бумагами (легкие проявления эффекта «бронзинга» в тенях).

Вязкость визуально малая, прозрачность емкостей низкая, запах слабый, ничем не отличающийся от запаха оригинальных чернил. Дополнительной прочистки дюз, после недельного интервала в печати, не потребовалось. Чернила примечательны тем, что несмотря на наши старания, совершенно не вспенивались. Очевидно, имеет место отличие в химическом составе от прочих марок чернил, что говорит об аутентичности данной разработки.

WWM. Чернила, сходные по базовым колорантам, но по остальным цветовым характеристикам весьма отдаленно напоминающие оригинальные.

Вязкость визуально малая, прозрачность емкостей высокая, вспениваются слабо. Для возобновления печати после недельного простоя системы, потребовалась однократная прочистка дюз. Чернила обладают самым слабым среди всех протестированных образцов, практически не ощутимым запахом.

 

Рекомендации

Потребителю такой сложной химической субстанции, как чернила для струйной печати, важно иметь в виду несколько моментов.

Главным параметром чернил, как жидкости, являются ее физические свойства. Если чернила «с трудом» преодолевают тракт подачи в принтере (каналы и дюзы печатной головы), ни о каком их долгосрочном применении на данном устройстве не может быть и речи. Эксплуатация подобной несовместимой жидкости рано или поздно приведет к засорению дюз и выходу из строя печатной головы, а в процессе печати – к образованию капли непредсказуемой формы, что непременно скажется как на физическом разрешении устройства, так и на качестве цветопередачи.

Покупателю нового устройства печати рекомендуем с вниманием отнестись к выбору чернил, внимательно изучив ситуацию на рынке, образцы печати, отзывы пользователей и рекомендации специалистов сервиса. Помимо оригинальных картриджей, можно использовать только те серии чернил, которые явно указаны на сайте их производителя в качестве совместимых для данного устройства печати.

Любая смена чернил, при переходе на марку другого производителя или новую серию, должна предваряться промывкой чернильного тракта и печатной головы принтера специальной промывочной жидкостью. Эту малозатратную процедуру можно осуществить как самостоятельно, приобретая промывочную жидкость у производителя чернил, так и в сервис-центре, обслуживающем принтеры с СНПЧ.

Расхожее мнение о том, что новая серия чернил, в рамках ассортимента одного производителя, может быть смешана в печатном такте принтера с предыдущей серией – ошибочна, поскольку не существует идентичных по своему химическому составу и физическим свойствам жидкостей (иначе зачем производителю необходимо было ее обновлять?). Различие физических характеристик чревато плохим смешиванием и нарушением цветопередачи, а различие в химическом составе – непредсказуемыми реакциями с выпадением осадка, засоряющего печатную голову.

 

Несколько слов о хранении чернил

Любые чернила имеют срок годности. Обычно, это один, максимум – два года, исключительно при хранении в заводской таре (непрозрачная полипропиленовая бутылка или канистра) с соблюдением указанных производителем температурных режимов и прочих условий.
Критичным параметром для этого продукта высоких технологий является светостойкость. Чернила нельзя хранить на свету, а также в полностью прозрачной таре. Заправленную чернилами СНПЧ нельзя размещать в области воздействия прямых солнечных лучей.
Чернила ни в коем случае не должны храниться с нарушением температурного режима – их нельзя подвергать нагреву, охлаждению и, тем более, замораживать. Одной из главных проблем с качеством печати, является использование чернил с вышедшим сроком годности или хранившихся с нарушениями рекомендованного температурного режима. Такие чернила могут изменять свои цветовые свойства, распадаться на фракции, не обеспечивать быструю высыхаемость материала и т.п.
Из всего вышесказанного следует вывод: пользователю необходимо стремиться к определению объема  индивидуального потребления чернил, по-возможности не создавая у себя «складских запасов» этой чувствительной к внешним воздействиям субстанции. Можно принять за правило, что емкости используемой вами СНПЧ должны содержать от 90 до 50% чернил, а последний показатель будет являться сигналом к приобретению нового комплекта.

 

БУМАГА
Субъективные впечатления

Для начала – о классификации. К возможному неудовольствию некоторых поставщиков и производителей, мы позиционировали несколько образцов, заявленных в качестве «премиум»-глянцев, как обычные глянцевые бумаги. Несмотря на высокий глянец печатного слоя, подложка таких бумаг была целлюлозной, довольно невзрачного вида, что не позволило бы использовать такую бумагу в качестве полного аналога глянцевой бумаги из типичного фотосервиса. Действительно, фотография с такой подложкой выглядит (и ощущается) не слишком эстетично. По нашему мнению, подобные бумаги могут использоваться в качестве «премиум»-глянцев лишь для фотоальбомов и оформительских нужд.

Действительно «премиум»-глянцевая фотобумага определена нами как бумага с высокоглянцевым рабочим слоем и бумажной подложкой, закрытой полимерной пленкой. Это презентабельно выглядящая бумага с высокими потребительскими свойствами, не уступающая по своему качеству образцам глянцевых бумаг из типичного фотосервиса.

Фактурная бумага – это бумага, печатный слой которой сформирован в виде повторяющихся рельефных структур, имитирующих поверхности реальных материалов: лен, сатин, шелк, кожа, ячеистая структура. Фактически, опираясь на показатель белизны и свойств впитывающего слоя, мы понимаем, что имеем дело с «премиум»-глянцами, тисненными особым образом. Учитывая ограниченное количество производителей подобных фактурных материалов и их относительно высокую стоимость, мы можем быть уверены, что приобретаем фотобумагу гарантированно высокого качества, с отличными  потребительскими свойствами.

Как показали наши исследования, визуальная белизна бумаг может отличаться от ее реальной (полученной на основе замеров) оптической белизны, причем существенно. Всему «виной» наличие в печатном слое бумаги специальных веществ – оптических отбеливателей, поглощающих УФ-излучение и увеличивающих ее отражающую способность в видимом диапазоне. Наличие отптических отбеливателей может усилить, и без того характерное для струйной печати, явление «метамерии», при котором смена условий просмотра (освещения) способна существенно исказить восприятие цвета. Поэтому, нас совершенно очевиден выбор некоторых производителей качественных материалов в пользу фотобумаг, не содержащих оптического отбеливателя в печатном слое. Следует иметь в виду, что любая бумага для офисных нужд и практически вся матовая фотобумага содержит оптические отбеливающие добавки.

Ни одна из протестированных нами фотобумаг не промокала насквозь, не расслаивалась, не коробилась, и не приобретала остаточную деформацию после высыхания.

Бумага Black Diamond

Под данной торговой маркой представлена разнородная по качеству продукция. По информации на оборотной стороне каждой упаковки, ассортимент производимых фотобумаг данной марки весьма велик и разнообразен. Бумаги, которые нам удалось протестировать, в целом произвели хорошее впечатление. Прежде всего, стоит отметить «премиум»-глянцевую бумагу Diamond Gloss InkJet, обеспечивающую средний в своей категории цветовой охват, отличную проработку деталей светлых тонов и высокий глянец. Бумага пригодна для качественной фотопечати. Бумага Professional Grade Gloss Photopaper представляет собой типичный «рабочий глянец» или, как выразились маркетологи Emtec: «глянец на каждый день» (“everyday glossy”). Бумага обладает широким цветовым охватом, достаточным для печати фотографий, дизайнерских работ и бизнес-графики. Не слишком удачной вышла матовая фотобумага Instant Dry Matt InkJet – слабый цветовой охват, визуально неравномерная впитывающая способность печатного слоя, малая, для матовых фотобумаг, плотность. Компенсировать эти недостатки может, пожалуй, невысокая стоимость данной бумаги. Так или иначе, предназначение рассматриваемой бумаги скорее «бизнес-», нежели «фото-». Diamond Satin InkJet – довольно интересная фактурная фотобумага, обладающая достаточной белизной и самым мелким рисунком фактуры «сатин» из всех протестированных бумаг. В целом уступает по цветовому охвату своим конкурентам, но дает лучшую проработку оттенков в высоких светах. Если представится такая возможность, в будущем нам хотелось бы протестировать прочие бумаги данного производителя. Другой «премиум»-глянец, другой «сатин» и обязательно – более качественную матовую фотобумагу.

Бумага ColorIt

По информации поставщика – фотобумага китайского происхождения. «Премиум»-глянец к нам в руки так и не попался, пришлось довольствоваться двумя глянцевыми и двумя фактурными фотобумагами.
Dual Side Glossy – это двусторонняя глянцевая фотобумага высокого качества. Нам сложно понять предназначение двустороннего «глянца», но в широте цветового охвата, хорошей «проработке» деталей в светах  и высоком глянце данной фотобумаге не откажешь. Бумага HiGlossy того же производителя уступает предыдущему образцу в цветовом охвате в светах, белизне и уровне глянца. Ситуацию также усугубляет деформация листа в упаковке (края слегка свернуты внутрь). Следует также заметить, что глянцевые фотобумаги от ColorIt по форме цветового охвата весьма схожи с бумагой Frame, что наводит на некие раздумья, относительно их общего китайского происхождения.
Фотобумаги Premium Satin и Premium Glossy Wove представляют собой высококачественные фактурные бумаги с тиснением: это самый крупный из протестированных фотобумаг рисунок «сатин» и элемент оригинальной формы «ткань-шестигранник». Следует иметь в виду, что настолько крупная форма тисненого элемента, скорее всего не позволит различить мелкие детали на отпечатке, поэтому придется с вниманием отнестись к масштабу сюжета, применительно к данной фотобумаге. Цветовые охваты бумаг слегка рознятся, но схожи по форме – имеется предположение о том, что основа у бумаг одинаковая. Цветовой охват у фотобумаги Premium Satin существенно шире, чем у Premium Glossy Wove.

Бумага Emtec

Если можно применить к характеристикам и потребительским свойствам фотобумаги эпитет «типичная», то это данный случай. Если задаться вопросом: «хуже или лучше Lomond?», ответ будет такой: «в целом схожи». За исключением: чуть шире цветовой охват в целом, за исключением зелено-голубых оттенков в средних тонах. Также бумага имеет преимущество в «проработке» светлых оттенков. Бумага Everyday Glossy не содержит в своем составе оптических отбеливающих добавок, отчего выглядит слегка желтой по сравнению с другими «глянцами» (точно так же выглядит сравнение Epson Premium Glossy с прочими представителями категории «премиум»-глянцевых бумаг). Нам видится не случайным этот шаг производителя – бумага позиционируется для рутинных распечаток, в т.ч. цветных макетов и бизнес-графики, где также важна точность цветопередачи и нежелателен эффект «метамерии». Возможно, некоторым любителям фотопечати, характеристика белизны бумаги для которых, описывается выражением «иссиня-белая», данная фотобумага (и концепция использования фотобумаг без отбеливающих добавок) не понравится вовсе. Качество и ассортимент продукции данного производителя достойны продолжения их тестирования.

Бумага Epson

Бумага Premium Glossy Photopaper так же, как и Emtec не содержит оптических отбеливающих добавок в составе печатного слоя, поэтому обладает невысокой белизной. Данная фотобумага характеризуется некоторой визуальной «желтизной» и невысоким глянцем, относительно других бумаг своей категории. Тем не менее, печать на ней демонстрирует отличный результат – как по широте цветового охвата, так и по общей сбалансированности цветов. Оригинальные чернила Epson вообще показывают на ней максимально возможный диапазон оттенков цвета (еще раз заметим – безо всяких оптических отбеливателей в составе бумаги. Налицо не просто бумага, а отлично подобранный комплекс «бумага-чернила-печатающее устройство»). Печать чернилами, отличными от оригинальных, дают на этой бумаге меньший, но также вполне преемлемый по широте цветовой охват.

Бумага Frame

Бумага Glossy представляет собой материал высокой белизны и среднего глянца, по цветовому охвату сходный с бумагой ColorIt Dual Side Glossy. В целом, показывает себя как достойным конкурентом в своей категории и вполне может использоваться для рутинной фотопечати. Приятное впечатление производит белизна бумаги, с учетом отсутствия в составе печатного слоя оптических отбеливающих добавок. Бумага Satin Premium обладает высокой белизной и показывает неплохой цветовой охват по сравнению с бумагами своей категории. Элемент фактуры «сатин» имеет средний размер. К слову, Frame – одна из самых недорогих марок бумаг, представленных на нашем рынке.

Бумага Lomond

Бумага SuperGlossy является одной из самых массовых в использовании бумаг – типичным представителем класса «премиум»-глянцевых материалов. Обладает гораздо большей белизной и чуть более высоким глянцем по сравнению с бумагой Epson Premium Glossy. За счет разницы в белизне между данными бумагами, печать со стандартными настройками цвета в драйвере принтера, не всегда приносит желаемый результат. В большинстве случаев, удается достичь сходного качества цвета, путем глобальной настройки цвета средствами драйвера, но достоверности цветовоспроизведения, сравнимого с результатами цветового профилирования, простыми регулировками цвета достичь не удастся. Бумага Glossy, обладая высокой белизной и средним глянцем, обеспечивает стабильно высокое качество печати во всем диапазоне тонов. Цветовой охват типичен для лучших образцов бумаг данной категории. Обладает наилучшим показателем совместимости со всеми марками протестированных чернил. Бумаги Matte отличаются высокой белизной и наиболее равномерными впитывающими свойствами печатного слоя, обеспечивая, при печати на них, высокий контраст и плавность цветовых переходов. Цветовой охват матовых фотобумаг – один из лучших в своей категории. Имеется значительное превосходство над другими марками при передаче высоких светов, однако «проработка» деталей в тенях находится на среднем уровне.

Бумага OCP

Ассортимент фотобумаг OCP выглядит весьма сбалансированным по качеству и потребительским свойствам. Сразу можно сказать, что абсолютно все протестированные нами материалы оставили сугубо положительные впечатления. Фотобумага Суперглянцевая микропористая(PH 255G) обладает высокой белизной и высочайшим глянцем, обеспечивает широчайший цветовой охват сходный с бумагой Epson Premium Glossy. Фотобумага Суперглянцевая (HW 200G) обладает высокой белизной, высоким глянцем, цветовой охват в целом сходный с предыдущей бумагой, однако по условиям нашего тестирования (потребительские свойства, вид подложки), мы не стали позиционировать данную бумагу как «премиум»-глянцевую (хотя де-факто она таковой является). Фотобумага Матовая двусторонняя (DSMC 220G). Широкий цветовой охват, сходный с охватом бумаг Lomond, при некотором отставании в светлых областях. Фотобумага Сатин микропористая (SPH 255G) представляет собой фактурную бумагу «сатин» высокой белизны с мелким рисунком. Бумага имеет широкий цветовой охват – один из лучших в своей категории – и обеспечивает возможность качественной печати без профилирования. В печатном слое фотобумаг OCP присутствует большое количество оптических отбеливающих веществ, что в некоторых условиях просмотра отпечатков, может проявиться серьезными искажениями в цветопередаче.

Бумага Planet

Photo Quality Glossy – весьма интересная по своим свойствам глянцевая фотобумага итальянского производства. Обладая высокой белизной и средним глянцем, бумага демонстрирует широкий цветовой охват, лучшую цветопередачу в светах и тенях, отличное взаимодействие со всеми протестированными чернилами и обеспечивает возможность качественной фотопечати без предварительного профилирования. Фотобумага понравилась нам сбалансированностью нейтральных оттенков. В печатном слое фотобумаги отмечено наличие оптических отбеливающих веществ. По мере получения результатов тестирования, у нас появился неподдельный интерес к изучению других материалов  данного производителя.

Бумага Verbatim

Так до конца и не разобравшись, для чего предназначена недорогая бумага Verbatim Glossy, мы присвоили ей звание «глянец вчерашнего дня». Возможно, материал способен проявить себя при печати пигментными чернилами или водорастворимыми чернилами для печатных голов с дюзами большего диаметра, но в нашем случае тестирование закончилось полным фиаско. Большинство актуальных чернил не только смешиваются в расположенных по соседству цветовых полях, но и просто растекаются по печатному слою бумаги. Отбирая данную фотобумагу в качестве участника тестирования, мы не руководствовались соображением назначить «мальчика для битья». Отнюдь – нами двигало любопытство, касательно качества продукции некогда именитого бренда. Для установления истины, мы постараемся в ближайшем будущем протестировать еще несколько экземпляров массовой продукции данного производителя. Объективно: самый узкий цветовой охват, самое плохое взаимодействие «чернила-бумага», полностью «заваленные» тени и посредственные света. Бумагу коробит во время печати (деформация пропадает по мере высыхания чернил). Рабочий слой не содержит оптических отбеливающих веществ.

 

Рекомендации

Как показали результаты нашего исследования, не каждая бумага, наделенная производителем приставкой «фото-», таковой является. Совершенно очевидно, что при нынешней частой смене поколений печатающих устройств и серий чернил, производителю бумаги довольно сложно создать универсальный продукт, несмотря на информацию с упаковки бумаги о ее совместимости с устройствами струйной печати определенного разрешения. И, если одной из составных частей пары «чернила-бумага», признанной нами по результатам тестов «несовместимой», являются оригинальные чернила Epson, у нас есть веские основания утверждать, что именно бумага является «не совместимой» единицей, не пригодной к использованию в рассматриваемой технологии печати.

Результаты нашего исследования показали, что даже фотобумаги одного класса сильно рознятся по качеству печати и цветопередаче. Поэтому, при выборе подходящей бумаги мы рекомендуем брать т.н. «пробники» – наборы и упаковки, содержащие небольшое количество листов или малые форматы. И только после того, как вы убедились в совместимости и должном качестве данного материала, стоит приобретать больший его объем.

В силу сложности технологии изготовления фотобумаги для струйной печати, существует не так много производителей, обеспечивающих выпуск широкого ассортимента качественных фотобумаг. И, несмотря на то, что крупный производитель может поставлять бумагу на заказ, наврядли он станет менять свои хорошо отлаженные технологии и рецептуру. Поэтому, вполне вероятна ситуация, когда бумаги от разных поставщиков (бумаги, поставляющиеся под разными торговыми марками), могут оказаться одной и той же бумагой, заказанной разными поставщиками у одного производителя. Этот момент важно иметь в виду, избегая бессмысленного поиска, путем «перебора» малоизвестных торговых марок.

Встречаются ситуации, когда некоторые поставщики и торговые сети практикуют приобретение у OEM-производителя бумаги в ролях для самостоятельной ее нарезки на форматы. Так на рынке появляются разнообразные локальные «бренды» и малоизвестные торговые марки. Поскольку небольшим поставщиком закупается сравнительно малый объем бумаги, бумажные роли часто имеют небольшой вес и диаметр, что хорошо видно по характеру изгиба бумажного листа, а качество оборудования для его нарезки оставляет желать лучшего.

 

Несколько слов о хранении бумаг

Фотобумага для струйной печати, так же, как и соответствующие чернила, требует к себе бережного отношения. Поверхность большинства глянцевых бумаг обработана специальными веществами. Такую бумагу нельзя подвергать воздействию прямых солнечных лучей и высокой влажности, пересушивать, охлаждать и, тем более, замораживать. Ее нельзя хранить в стопе, листы которой сложены печатным слоем друг к другу. Хранить бумагу необходимо в заводской упаковке или сходных условиях – в закрытом полиэтиленовом пакете или непрозрачном конверте, в прочной картонной коробке. Вскрывая упаковку, рекомендуется по возможности быстро использовать весь хранящийся в ней объем. Исходя из вышеизложенных рекомендаций, для сохранения высокого качества печати, не имеет смысла создавать у себя дома «стратегический запас» фотобумаги.

Во избежание повреждения печатающего устройства, мы категорически не рекомендуем пользоваться фотобумагой, внешний которой говорит о небрежности нарезки, упаковки и хранения: бумагой деформированной, с визуально неровными или распушенными краями, между листами стопы которой обнаруживается бумажная пыль или тонкие обрезки.

 

О ВЫСЫХАНИИ ЧЕРНИЛ В ПЕЧАТНОМ СЛОЕ ФОТОБУМАГИ

Несмотря на то, что буквально через несколько минут после окончания печати отпечаток выглядит визуально просохшим, некоторый объем чернил в рабочем слое фотобумаги еще «живет собственной жизнью». Продолжаются процессы взаимодействия: чернила смачивают волокна целлюлозы, закрепляются и смешиваются между собой базовые колоранты, происходит процесс испарения основы чернил. По материалам некоторых источников, данные процессы, способные существенно повлиять на цветопередачу отпечатка, продолжаются (и однозначно регистрируются измерительными приборами) на протяжении семи-десяти дней. Чем примитивней устроен рабочий слой фотобумаги, тем быстрее закрепляется в нем краситель и тем меньше времени требуется для формирования окончательного вида отпечатка. Рекордсмены в этом отношении – матовые фотобумаги. Требуется всего несколько часов после печати, чтобы цветовые различия вышли на уровень погрешности измерений. Далее следуют глянцевые фотобумаги, процесс закрепления чернил в рабочем слое которых, занимает до нескольких суток.

С очень большим разбросом во времени закрепляются разные марки чернил на «премиум»-глянцевых фотобумагах. Процесс может затянуться до недели, и в первые сутки хорошо отслеживается по изменению цвета оттенков серой градиентной заливки. Встречаются образцы бумаг и чернил, использование которых не дает в первые несколько часов после печати никакого представления об окончательном виде отпечатка. Размещать подобные образцы сразу после печати в фотоальбомы, под пленку, ламинировать, складывать в плотную стопу, чревато полной потерей качества. Хорошим примером данных процессов может служить частично накрытый той же бумагой свежий отпечаток. Процесс его неравномерного высыхания отчетливо обозначится границей в темных и насыщенных цветах.

Таким образом, при использовании высокоглянцевых фотобумаг и определенных марок чернил, становится весьма затруднительным производить любую цветокоррекцию «на лету» при помощи визуального контроля качества цвета. Для таких случаев можно порекомендовать лишь создание и использование определенных «предустановок» в драйвере принтера (или в прикладном ПО), помня о характере последующего изменения цвета отпечатка, либо воспользоваться технологией цветового профилирования, избавившись от рутинных процессов ручной цветокоррекции. К слову, отпечатанные на подобных материалах  шкалы для профилирования, также должны использоваться не ранее времени окончательного закрепления красителя в рабочем слое.

 

О «ЧЕРНО-БЕЛОЙ» ПЕЧАТИ И ПОИСКЕ БАЛАНСА В СЕРОМ

Типичной ошибкой фотографа-любителя является приобретение дешевого цветного принтера для задач печати черно-белых изображений. Безусловно, существует некоторое количество пар «чернила-бумага», при правильно выбранных режимах печати, на которых можно обеспечить получение более-менее нейтральных отпечатков, однако расчет на подобную удачу сродни игре в лотерею. Также редко кого устраивает черно-белая печать при помощи одного лишь черного красителя – становятся видны паразитные оттенки самих чернил, снижается разрешение печати, излишне увеличивается визуальный контраст.

Использование качественно построенного цветового профиля способно в большинстве случаев решить проблему удержания баланса. Однако, не всегда. Ввиду высокой нелинейности дешевых устройств  печати (особенно в темных оттенках) и невозможности исправить данную нелинейность средствами драйвера принтера, не на каждом материале и не для каждых чернил можно построить цветовой профиль, обеспечивающий приемлемый цветовой баланс.

Поскольку количество чернил, выбрасываемых принтером на единицу поверхности, регулируется драйвером пошагово (с использованием выбора ограниченного числа установок: типа материала, качества и скорости печати), зачастую отсутствует возможность выбора оптимальных параметров для некоторых материалов. Подобные «приближения» отнюдь не способствуют повышению линейности устройства печати. В целом, при печати на недорогих устройствах под управлением драйвера, оперирующего цветовыми данными в формате RGB, просматривается следующая тенденция: «меньше глянца – точнее баланс цветов». То есть, линейность подобных устройств печати повышается при увеличении размера капли (уменьшение разрешения) либо уменьшении объема чернил на единицу поверхности (ограничение подачи красителя). Исключение составляют оригинальные расходные материалы, для которых, собственно, этот драйвер и печатная голова разрабатывались.

Исходя из вышеизложенного, фотографам-профессионалам и лицам, одержимым перфекционизмом в поиске «грейбаланса», рекомендуются к использованию старшие модели принтеров, либо плоттеры, обладающие большей линейностью в передаче градаций цвета, оперирующие специальными наборами чернил (black, light black, light-light black) и функционирующие в соответствующих режимах печати.

 

О КОММЕРЧЕСКОМ УСПЕХЕ

Сознательно, либо опираясь на статистику продаж, многие поставщики расходных материалов предлагают и рекомендуют к использованию определенные пары расходных материалов, обеспечивающие безупречное, либо высокое качество печати. Зная об этой тенденции, мы попытались проверить, насколько правы поставщики в своем выборе. И мы обнаружили подобные пары! Об этом свидетельствуют данные нашей Таблицы взаимодействия и совместмости, которые мы намерены, со временем, дополнять и актуализировать.

 

БЛАГОДАРНОСТЬ

Автор выражает благодарность коллективу ООО «Мелинит» и лично зам. генерального директора Михаилу Бородкину за предоставленное оборудование и  активное содействие нашей работе по тестированию материалов для печати.

Выражаем благодарность компаниям, предоставившим расходные материалы для нашего тестирования:

Расходные материалы, не упомянутые нами в данном разделе, были приобретены в розничной торговой сети г. Минска.

В тестах печати использованы авторские работы фотографа Игоря Линника.

Мы с вниманием отнесемся к любому предложению поставщиков и производителей расходных материалов для печати, касательно всестороннего изучения представляемой ими продукции.

Обсудить статью на форуме

 

© Зайцев М. А., (проект koler.by), 2010.
Все права защищены. Перепечатка возможна только с разрешения автора.

Последнее обновление: 27.06.2010 г.

Rating All.BY Каталог TUT.BY Akavita